Главная Видео Илья&Юра Авторы Всё&Вся Форум Анекдоты Модест

Илья Олейников: "У телезрителя просто нет выбора"

Лениздат.ру
Зоя Дыдынская


 










Илья Олейников не только актер, юморист, участник всенародно любимой программы "Городок", он еще и писатель. Первая книга "До встречи в Городке", написанная им в соавторстве Юрием Стояновым, вышла в свет в 1997 г. Два года спустя увидели свет мемуары "Жизнь как ПесТня". И вот 27 сентября в Доме книги на Невском, 62, Олейников представил читателям дополненный вариант второй книги "Жизнь как ПесТня, или Всё через Жё". Как пояснил автор, эта автобиографическая вещь охватывает самые интересные и смешные моменты его жизни "с детства и до самой смерти".
Накануне творческого вечера мы взяли у Ильи Львовича интервью. Олейников против откровенной беседы не возражал, со свойственным ему юмором заявив, что "он доступен, как Ленин в гробу". Правда, вопросы Lenizdat.ru были не о новой книге, а о месте и качестве юмора на современном телевидении.
— Илья Львович, когда создавался "Городок", юмористических программ на нашем телевидении было очень мало…
— Да, мне припоминаются "Аншлаг", "Маски-шоу", программа Игоря Угольникова "Оба-на" и одесская передача "Джентльмен-шоу".
— Однако сейчас юмора на экране, кажется, чересчур много. Похоже, сегодня телевидение ставит единственную задачу — развлекать. Как вы к этому относитесь?
— Как к данности. Что поделать, если так происходит? Наверное, это не совсем правильно, но это все же лучше, чем бесконечный негатив, который отдельные каналы демонстрируют нам с утра до вечера.
— Вы сами какие каналы любите?
— Я благодарю Бога за то, есть канал "Культура". Это, пожалуй, единственный канал, который я смотрю с удовольствием.
— А юмористические программы смотрите?
— Крайне редко. Я ведь весь в этом жанре, что называется, ниже пупа. Когда столько лет смешишь людей, воплощая при этом множество разных персонажей, сильно устаешь от юмора. По этой причине меня и не привлекает участие в каких-то новых юмористических проектах. Если у меня появляется возможность, я предпочитаю сняться в кино, войти в какой-то один образ, быть в одном и том же гриме. Это чудесное ощущение, почти как нравственное очищение…
— И все же вы как профессионал наверняка сравниваете уровень нынешних юмористов с классиками жанра?
— Конечно. И считаю, что многим нашим молодым артистам очень далеко до таких монстров, как Аркадий Райкин, Юрий Тимошенко и Ефим Березин (Тарапунька и Штепсель). Из достойных современников отмечу только Геннадия Хазанова, с которым я вместе учился в Государственном училище циркового и эстрадного искусства.
Во времена СССР, когда все было под запретом, юмор был иным. Он был тоньше, это были полутона, намеки. Эстрадные номера были действительно интересными. И главное — смешными. Я не идеализирую то время. Тогда тоже были конъюнктурщики. Да и те люди, которых я уважал как артистов, в реальной жизни оказывались не такими смелыми. Так, Тимошенко и Березин в 80-х запретили совместный номер мне и моему тогдашнему партнеру Роману Казакову. Было сказано примерно следующее: "Сегодня они высмеивают Шекспира, а завтра дойдут до Политбюро…"
— Не кажется ли вам, что современные юмористические передачи, скопированные с западных образцов, стали более плоскими и пошлыми?
— Так и есть. Деградация налицо.
— Почему тогда они имеют высокие рейтинги?
— Да потому что зритель смотрит то, что ему дают. У него просто нет выбора. Может, ему и хочется посмотреть что-нибудь эдакое, изысканное, ан нет — в сетке стоят "Аншлаг" или Comedy Club!
— Как вы, кстати, относитесь к упомянутым программам?
— Плохо отношусь. Не понимаю, как можно хохотать над дебильными шутками, звучащими в "Аншлаге". Но вот парадокс — народ-то смеется. Это же не закадровая фонограмма с записанным смехом. Вы посмотрите на зрителей в зале — они же реально корчатся от смеха! Выходит, и такие программы кому-то нужны.
Политику Comedy Club я тоже не одобряю. Я никогда не позволю себе ругаться матом в кадре, хотя в реальной жизни отнюдь не пренебрегаю ненормативной лексикой. Но юморист — это же публичная профессия! Как же можно себя так вести? Меня все волнует вопрос, что будет, если так называемым "резидентам" Comedy запретить материться? Думаю, они превратятся в немых…
— Неужели, помимо "Городка", сегодня совсем нет качественных юмористических программ? Может, вы что-то хорошее все же выделяете?
— Помимо "Городка" я выделяю "Городок"! Без ложной скромности скажу, что это передача номер один. Она качественно сделана, хорошо смонтирована, сюжеты придуманы с чувством меры и вкуса. Еще мне всегда нравился КВН. Это достаточно качественный юмор, единственный недостаток программы — это навязчивое присутствие нездорового молодежного оптимизма. Впрочем, сегодня КВН тоже превращается в коммерческую фабрику смеха. Очень надеюсь, что он не скатится до уровня "Аншлага". Да, еще достойна похвалы программа "Смотрите, кто пришел!". Я рад, что в качестве ведущих вижу там двух нормальных людей, у которых с чувством юмора все в порядке. Импровизации в этой программе тоже неплохие.
— Какой формат юмора вы считаете самым лучшим?
— Это, без сомнения, английский юмор. Я обожаю актерскую труппу "Монти Пайтон". Мне нравится Бенни Хилл и многие другие персоны. Кроме, пожалуй, мистера Бина. Это совершенно ужасный персонаж, который непонятно почему родился в Англии. Типичный образчик дурного вкуса. Как бы то ни было, исключения только подтверждают правило: именно англичане — основоположники высококачественного юмора.





 

Rambler's Top100 Rambler's Top100